На Ладоге («Дорога жизни»)

Автор подлинника:

ЮДОВИН Соломон Борисович

Год создания: 1947

Коллектив авторов художественной копии:

  • Исполнитель работы:
    • Рупп Ксения
    • ГБОУ СОШ №548
    • 10 класс
  • Руководитель:
    • Ефимова Ирина Олеговна

Изображение подлинного экспоната

Эссе

Великая Отечественная война - одно из самых трагичных событий истории нашей страны. Война унесла миллионы жизней, а тем, кто остался жив, пришлось перенести бесчисленное количество испытаний. Мы не должны забывать какой ужас пережили люди и сколько сил и храбрости понадобилось им чтобы справиться со всеми трудностями.
Произведение С.Б. Юдовина имеет отношение к одному из важнейших и страшных событий Великой Отечественной войне - блокаде Ленинграда, моего родного города и этот факт не мог оставить меня равнодушной. Так, одним из символов мужества ленинградца является Ладожское озеро, через которое пролегала “дорога жизни”. С началом блокады города в сентябре 1941 года, когда фашистские войска окружили Ленинград, город оказался отрезанным от основных транспортных путей, и его жители столкнулись с ужасающей нехваткой вещей необходимых для жизни, начиная с продовольствия и одежды и заканчивая лекарствами и техническим оснащением. В таких условиях было необходимо найти способ для доставки важных грузов. И таким способом стала Ладога. В зимнее время, когда озеро покрывалось льдом, по нему на машинах доставлялись продукты, топливо и медикаменты в осажденный Ленинград. Сотни людей рисковали своими жизнями, чтобы обеспечить город всем необходимым. Не менее важным было и то, что через Ладогу эвакуировались тысячи людей, спасаясь от голода и бомбежек. Ленинград смог продержаться до 1944 года, когда блокада была снята. Это стало возможным благодаря самоотверженности людей, которые не только боролись с врагом на фронте, но и трудились на благо своего города в тылу.
Ладожское озеро стала олицетворением надежды на спасение. Именно это я захотела отразить в своем варианте картины С. Б. Юдовина “На Ладоге”. Центральными объектами картины являются три машины, движущиеся по льду и везущие необходимые для жизни припасы в осажденный город. В оригинальном варианте картины мы не можем разобрать, что же именно перевозиться, поэтому я решила изобразить три самые необходимые вещи для блокадного человека. В машине на переднем плане я нарисовала продовольственные припасы и сделала их цветными, чтобы акцентировать внимание на этой детали. Большая часть людей в блокадное время погибала именно от голода. Вторая машина по центру перевозит дрова, чтобы люди могли согреться, ведь холод тоже уносил миллионы жизней. Третья машина везет более образный груз, а именно теплые одеяла. Они символизируют тепло человеческих сердец, мысли и переживания тех, кто душой был с ленинградцами - тех героев, защитников Отечества, которые везли грузы по тонкому льду под дождем вражеских снарядов и рисковали своими жизнями ради других. Тех, кто был готов помочь и укрыть жителей города от тяжести войны этими теплыми одеялами. Такой важный груз я нарисовала в самой отдаленной машине, потому что он не так очевиден, как еда или тепло, но от этого не становится менее важным. Я считаю, что боевой дух ленинградцев сыграл ключевую роль в победе. И люди, совершавшие подвиг на Ладоге, как нельзя лучше способствовали поднятию морального духа, ведь когда осознаешь на какой риск идет водители машин, едущих по льду, благодарность и надежда вселяют желание жить, которое может победить любые невзгоды. Идея таких укрывающих одеял я почерпнула, читая воспоминания историка Д. С. Лихачева о нахождении в Соловецком лагере. “Мне дали такой матрасик — не больше подушки, укрываться — легчайшее детское пуховое одеяло, почти ничего не весившее, но укрыть которым я мог только либо ноги, либо плечи «…» Лежать под детским одеялом — это ощущать дом, домашних, заботы родителей и детскую молитву на ночь: «Господи, помилуй маму, папу, дедушку, бабушку, Мишу, няню... И всех помилуй и сохрани.” Одеяло не физически согревало, но морально прибавляла сил жить, напоминая Лихачеву о близких людях. И поэтому от каждой машины на моей картине исходит слабое свечение, олицетворяя волшебную силу этого бесценного груза.
Еще в картине я использовала стиль точечной росписи. У автора оригинала использована интересная техника исполнения – линогравюра, и мне захотелось применить тоже нечто оригинальное. Я постаралась внести изменения, сохраняя при этом темные тона первоначального произведения. Я добавила цвета лишь изображая груз, чтобы сделать акцент на том, что перевозили машины, так как на полотне художника мы можем об этом лишь догадываться.
Картина Юдовина вдохновила меня своим вниманием к защитникам тыла, заслуги которых с уверенностью мы приравниваем к мужеству солдат на фронте. Ведь защитники Отечества - это не только те, кто участвовал в боевых действиях, но и те, кто боролся за победу в тылу. И их подвиг не менее ценен для нас сегодняшних…
Рупп Ксения

3 комментария к “Юдовин С. Б. — На Ладоге («Дорога жизни»)”

  1. Ачкасов Максим

    Ксения большая молодец, справилась на отлично с заданием. Мне очень понравился выбор картины под героический подвиг защитников Ленинграда.

  2. Мария Амендэ

    Мне понравился творческий взгляд Ксении на картину Дорога жизни.
    В своем переосмысленном воспроизведении Ксения использует цветовые решения для того, чтобы акцентировать внимание на самые необходимых вещах для блокадного человека.
    Холодные оттенки синего и серого создают атмосферу зимней стужи и безысходности, в то время как теплые акценты на содержимом грузовиков напоминают о жизни и надежде. Это усиливает восприятие картины как символа борьбы за выживание и напоминает нам о силе духа и единстве людей в борьбе за жизнь.

  3. Регина

    Меня захватывает сюжет и будто погружает внутрь изображённых событий.

Добавить комментарий для Мария Амендэ Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх