Музей берёт своё начало из фонда Института Корпуса инженеров путей сообщения, при открытии которого был предусмотрен «особый зал» для хранения моделей. Первые модели в «особый зал» поступили в 1813 году. Находился он во дворце князя Юсупова (современный адрес — набережная реки Фонтанки, дом 115).

Покупка и создание моделей, приборов и инструментов осуществлялась на ежегодно выделяемые 5 000 рублей. Первоначально коллекция пополнялась моделями и макетами, закупленными в Западной Европе; затем — из России. Ряд моделей был выполнен в мастерской института. При этом автором проекта некоторых из них был ректор института А. А. Бетанкур.

В 1823 году «особый зал» вместе с институтом был переведен в новое здание на Обуховском проспекте и стал музеем. Музей расположился в двух надворных флигелях, где было очень тесно. В 1829 году была введена должность смотрителя за библиотекой и музеем.

С развитием железнодорожного транспорта в Западной Европе и Америке музей стал регулярно пополняться его моделями и макетами.

Читать на сайте https://ru.wikipedia.org/

Сайт музея http://cmzt.narod.ru/