Следует различать

Среди педагогов наблюдается интерес к понятию «образовательное событие», что связано с его результативностью в деле развития личности учащихся. Но порою коллеги задают вопрос, а чем образовательное событие отличается от знакомых нам мероприятий?

Событие – это явление настоящее, позволяющее каждому человеку осмысленно проживать жизнь в соответствии с собственными смыслами и задачами, опираясь на опыт прошлого и устремляя мечты в будущее. Образовательное событие – это значимая для ребёнка ситуация, возникшая спонтанно или специально сконструированная, в которой создаётся «психологический прорыв», выход за пределы существующего опыта и стимулируется проявления субъектного действия. В ходе образовательного события деятельность ребёнка наполнена смыслом и направлена на получение собственного образовательного результата.

А привычные мероприятия представляют собой массовые, организованные взрослыми формы работы, которые призваны оказывать прямое воздействие на участников. В них проявляют активность немногие, а большинству отводится роль зрителя-слушателя (лекция, концерт, собрание и т.п.).

По мнению Г.А. Игнатьева и О.Е. Фефеловой, событие – это «явление настоящее и явление настоящего. Оно обладает свойством длиться в настоящем, чем объединяет в себе действие настоящего, опыт прошедшего и цели Будущего».

Сравнительная характеристика «события» и «мероприятия»

(Игнатьева Г.А., Фефелова О.Е.)

Критерий сравнения

Мероприятие

Событие

Значение

Условное обобщённое название всякого более или менее организованного взаимодействия детей и педагогов, имеющего цель, содержание и соответствующую ему методику осуществления (БЭС)

Событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмысленно как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать, как случайность. Событие предполагает очень серьёзную, трудную и напряженную работу и переживание (Б.Д. Эльконин)

Цель

Навязывание взрослыми ребёнку внешних для него целей, смыслов, ценностей. Отбывание, а не проживание.

Формирование собственных, ясных себе целей, смыслов, ценностей, опыта, мудрости

Содержание

Игра как «понарошечность»

Дело как «настоящесть»

Субъектное соотнесение

Внешне контролируемая организация досуга

Совместное проживание значимых событий

Понимание деятельности

Суета как «понарошечная», бессмысленная деятельность

Польза как настоящая деятельность

Ценностное соотнесение

Освоение прав и свобод человека. Профилактика пороков

Привитие ценностей и достоинства. Взращивание добродетелей.

Философия времени

Временно

Причастно к вечности

Результаты опытно-практической деятельности показывают, что принципиальным отличием образовательного события от мероприятия является включённость самих учащихся в учебно-познавательную  деятельность!