Среди педагогов наблюдается интерес к понятию «образовательное событие», что связано с его результативностью в деле развития личности учащихся. Но порою коллеги задают вопрос, а чем образовательное событие отличается от знакомых нам мероприятий?
Событие – это явление настоящее, позволяющее каждому человеку осмысленно проживать жизнь в соответствии с собственными смыслами и задачами, опираясь на опыт прошлого и устремляя мечты в будущее. Образовательное событие – это значимая для ребёнка ситуация, возникшая спонтанно или специально сконструированная, в которой создаётся «психологический прорыв», выход за пределы существующего опыта и стимулируется проявления субъектного действия. В ходе образовательного события деятельность ребёнка наполнена смыслом и направлена на получение собственного образовательного результата.
А привычные мероприятия представляют собой массовые, организованные взрослыми формы работы, которые призваны оказывать прямое воздействие на участников. В них проявляют активность немногие, а большинству отводится роль зрителя-слушателя (лекция, концерт, собрание и т.п.).
По мнению Г.А. Игнатьева и О.Е. Фефеловой, событие – это «явление настоящее и явление настоящего. Оно обладает свойством длиться в настоящем, чем объединяет в себе действие настоящего, опыт прошедшего и цели Будущего».
Сравнительная характеристика «события» и «мероприятия»
(Игнатьева Г.А., Фефелова О.Е.)
Критерий сравнения | Мероприятие | Событие |
Значение | Условное обобщённое название всякого более или менее организованного взаимодействия детей и педагогов, имеющего цель, содержание и соответствующую ему методику осуществления (БЭС) | Событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмысленно как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать, как случайность. Событие предполагает очень серьёзную, трудную и напряженную работу и переживание (Б.Д. Эльконин) |
Цель | Навязывание взрослыми ребёнку внешних для него целей, смыслов, ценностей. Отбывание, а не проживание. | Формирование собственных, ясных себе целей, смыслов, ценностей, опыта, мудрости |
Содержание | Игра как «понарошечность» | Дело как «настоящесть» |
Субъектное соотнесение | Внешне контролируемая организация досуга | Совместное проживание значимых событий |
Понимание деятельности | Суета как «понарошечная», бессмысленная деятельность | Польза как настоящая деятельность |
Ценностное соотнесение | Освоение прав и свобод человека. Профилактика пороков | Привитие ценностей и достоинства. Взращивание добродетелей. |
Философия времени | Временно | Причастно к вечности |
Результаты опытно-практической деятельности показывают, что принципиальным отличием образовательного события от мероприятия является включённость самих учащихся в учебно-познавательную деятельность!