Немного теории

Событийный подход в развитии личности является одним из перспективнейших направлений, разрабатываемых отечественной психологией и педагогикой. Теоретическое построение сущности начинается с анализа трудов Б.Д. Эльконина, по его мнению, «идеальная форма есть то, что по своей сути не может пребывать, а может лишь сбываться – открываться и являться. Событие идеальной формы – это всеобщий способ её существования. Акт развития и событие – синонимы. Событие не есть продолжение каких-либо причинных или начало целевых детерминаций, не есть следствие и последствие чего бы то ни было. Идеальная форма является не вследствие стечения обстоятельств, а вопреки ему. В этом смысле событие – особая переходная форма жизни. Переходность события не означает аморфности и бесструктурности. Событие – это такой переход от наличного к иному, который есть вместе с тем и взаимопереход идеи и реалии. Одновременность двух указанных переходов составляет ядерную структуру – единицу событийности» [6].

 Событийный подход рассматривается в трудах Н.Б. Крыловой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Попова, М.И. Рожкова, В.И. Слободчикова, Г.С. Сухобской, Ю.Л. Троицкого и других учёных. На основе анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод о том, что образовательное событие является источником развития его участников, поскольку разворачивается как преодоление человеком определённых границ: практических, связанных с осуществлением нового действия и освоением новых способов деятельности, и теоретических, направленных на обогащение мыслительных структур.

В чём же состоит сущность понятия «образовательное событие»?

По мнению А.Г. Асмолова, образовательное событие представляет собой акт технологизированной (управляемой) коммуникации, мотивированной и нацеленной на личностный образовательный результат – изменение личности, причём это изменение выглядит как отдельный шаг в строительстве какой-либо из личностных культурно-образовательных компетентностей. В самом общем виде дело обстоит так: в кульминации события происходит понимание нового «строительного материала» личности (достигается запланированный результат), в экспозиции это понимание подготавливается, в заключительной фазе оно усваивается, происходит извлечение смысла значимого текста или освоение новой деятельности [1].

Т.М. Ковалева и М.Ю. Жилина понимают образовательное событие как изменение, оцениваемое человеком как значимое, для его образования и активно включённое в межсобытийные связи. Образовательные события, рассматриваемые как часть целостного образовательного процесса, являются результатом предшествующих событий и причиной последующих, – чем больше таких связей, тем более событие значимо. (Под образовательным процессом… следует понимать процесс взаимодействия человека со средой как совокупностью возможностей с целью построения собственного образования).

Событие становится способом создания условий, которые максимально повышают вероятность появления индивидуальных образовательных программ и проектов у его участников. Событие как дидактическая единица имеет в своей структуре составляющие:

  • организационную (как устроено потенциальное образовательное событие);
  • педагогическую (как работает педагог);
  • результирующую (что происходит с человеком, специальным образом включённым в потенциальное образовательное событие) [3].

М.М. Миркес и Н.В. Муха рассматривают образовательное событие как способ инициирования образовательной активности учащихся, деятельностного включения в разные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и образовательной деятельности. Авторы выделяют следующие специфические особенности событийных образовательных форматов:

  • в образовательном событии моделируется определённая сфера деятельности / культуры (идеальная форма);
  • участники вовлечены в активную деятельность, ориентированную на получение продукта. ОС разворачивается как пространство компетентностных проб;
  • задачность и режим образовательного события имеет принципиально «недоопределённый» характер, оставляя место для субъектного поведения участников;
  • высокая интенсивность и открытость событийных режимов задаёт энергетику, «вызов», инициирующие возникновение субъектов дальнейшей образовательной деятельности;
  • экстремальность задаётся и удерживается за счёт не только содержания, но и формата: разновозрастные группы участников, собранные из разных городов и школ, новые «особые» взрослые, особые места, расписание дня, использование информационных тежнологий и пр. [4].

По мнению Е.Н. Ивановой, сущность образовательного события заключается в том, что  организуются  специальные условия для детского действия, в результате которого ребёнком создаётся определённый продукт; затем происходит усиление этого действия через рефлексию. Таким образом, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, – но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем)  ресурсов ребёнок должен иметь неограниченные возможности [2]. То есть образовательное событие выступает средством расширения пространства возможностей для субъектного действия каждого ученика.

Анализ работы А.И. Шевелевой, Л.В. Кобзевой и Е.А. Клымчук позволяет сформулировать вывод о личностной направленности образовательных событий, поскольку они  направлены на формирование техник работы, помогающих осваивать пространства неизвестного – не лежащего в опыте или неосмысленного опыта. Событие несёт функцию сопровождения человека в обозначенной теме, её проживания и переживания, «пропускания через себя», когда ощущаются прежние границы представлений о себе и нащупываются новые… Образовательное событие – это пространство для самоизмерения, поиска идентичностей, самоопределения. Мера себя, координаты и параметры действия и мышления, собственные пределы и границы не явлены нам натурально, мы можем их испытывать и преодолевать, лишь взаимодействуя с другими и познавая Другое… В процессе образовательного события происходит переосмысление себя и переосмысление Другого, с которым вместе входите в пространство совместных размышлений, «играете» на одном поле… В ходе образовательного события, проживая ситуацию «движения в теме» и осуществления пробы ответственного и осмысленного действия, направленного на себя самого, в публичном пространстве происходит работа по построению такой человеческой компетентности, как социальная толерантность. Социальная толерантность здесь понимается как умение ощущать границы себя и границы Другого, умение распознавать это Другое и принять его, сохраняя собственную целостность. При этом толерантность проявляется не через «терпение» (отчуждение), а, наоборот, через принятие и понимание Другого [5]. Таким образом, образовательное событие – это средство развития и саморазвития его участников на основе личностной и коммуникативной рефлексии.

Анализ теоретических источников позволяет сформулировать вывод о том, что образовательное событие – это форма соорганизации деятельности учащихся и педагогов, предполагающая инициирование образовательной активности учащихся, деятельностное включение школьников в разные формы образовательной коммуникации, стимулирование интереса к созданию и презентации собственных образовательных продуктов.

 

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Культурная антропология вариативного образования [Электронный ресурс] / А.Г. Асмолов, М.В. Левит // Режим доступа: https://istina.msu.ru/publications/article/855503/
  2. Иванова Е.Н. Образовательное событие как тьюторская технология индивидуализации образовательного процесса [Электронный ресурс] / Е.Н. Иванова // Режим доступа: http://lyceum-44.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=247:2011-01-07-20-16-19&catid=50:methodkop&Itemid=69
  3. Ковалёва Т.М. Среда и событие: к дидактике тьюторского сопровождения [Текст] // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной // Новые ценности образований. – 2010. – № 1 (43). – С. 94-101
  4. Миркес М.М. Образовательное событие как тьюторская практика [Текст] / М.М. Миркес, Н.В. Муха // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной // Новые ценности образований. – 2010. – № 1 (43). – С. 101-109
  5. Шевелева А.И. Образовательные события как практика понимания и принятия [Электронный ресурс] / А.И. Шевелева, Л.В. Кобзева, Е.А. Клымчук //  Режим доступа( http://www.thetutor.ru/open/articlehtml  (10.05.2012)
  6. Эльконин Б.Д. Психология развития [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 144 с. Режим доступа к электронной версии: http://psychlib.ru/mgppu/Epr-001/EPr-001.htm#$p1