Событийный подход в развитии личности является одним из перспективнейших направлений, разрабатываемых отечественной психологией и педагогикой. Теоретическое построение сущности начинается с анализа трудов Б.Д. Эльконина, по его мнению, «идеальная форма есть то, что по своей сути не может пребывать, а может лишь сбываться – открываться и являться. Событие идеальной формы – это всеобщий способ её существования. Акт развития и событие – синонимы. Событие не есть продолжение каких-либо причинных или начало целевых детерминаций, не есть следствие и последствие чего бы то ни было. Идеальная форма является не вследствие стечения обстоятельств, а вопреки ему. В этом смысле событие – особая переходная форма жизни. Переходность события не означает аморфности и бесструктурности. Событие – это такой переход от наличного к иному, который есть вместе с тем и взаимопереход идеи и реалии. Одновременность двух указанных переходов составляет ядерную структуру – единицу событийности» [6].
Событийный подход рассматривается в трудах Н.Б. Крыловой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Попова, М.И. Рожкова, В.И. Слободчикова, Г.С. Сухобской, Ю.Л. Троицкого и других учёных. На основе анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод о том, что образовательное событие является источником развития его участников, поскольку разворачивается как преодоление человеком определённых границ: практических, связанных с осуществлением нового действия и освоением новых способов деятельности, и теоретических, направленных на обогащение мыслительных структур.
В чём же состоит сущность понятия «образовательное событие»?
По мнению А.Г. Асмолова, образовательное событие представляет собой акт технологизированной (управляемой) коммуникации, мотивированной и нацеленной на личностный образовательный результат – изменение личности, причём это изменение выглядит как отдельный шаг в строительстве какой-либо из личностных культурно-образовательных компетентностей. В самом общем виде дело обстоит так: в кульминации события происходит понимание нового «строительного материала» личности (достигается запланированный результат), в экспозиции это понимание подготавливается, в заключительной фазе оно усваивается, происходит извлечение смысла значимого текста или освоение новой деятельности [1].
Т.М. Ковалева и М.Ю. Жилина понимают образовательное событие как изменение, оцениваемое человеком как значимое, для его образования и активно включённое в межсобытийные связи. Образовательные события, рассматриваемые как часть целостного образовательного процесса, являются результатом предшествующих событий и причиной последующих, – чем больше таких связей, тем более событие значимо. (Под образовательным процессом… следует понимать процесс взаимодействия человека со средой как совокупностью возможностей с целью построения собственного образования).
Событие становится способом создания условий, которые максимально повышают вероятность появления индивидуальных образовательных программ и проектов у его участников. Событие как дидактическая единица имеет в своей структуре составляющие:
М.М. Миркес и Н.В. Муха рассматривают образовательное событие как способ инициирования образовательной активности учащихся, деятельностного включения в разные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и образовательной деятельности. Авторы выделяют следующие специфические особенности событийных образовательных форматов:
По мнению Е.Н. Ивановой, сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, в результате которого ребёнком создаётся определённый продукт; затем происходит усиление этого действия через рефлексию. Таким образом, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, – но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребёнок должен иметь неограниченные возможности [2]. То есть образовательное событие выступает средством расширения пространства возможностей для субъектного действия каждого ученика.
Анализ работы А.И. Шевелевой, Л.В. Кобзевой и Е.А. Клымчук позволяет сформулировать вывод о личностной направленности образовательных событий, поскольку они направлены на формирование техник работы, помогающих осваивать пространства неизвестного – не лежащего в опыте или неосмысленного опыта. Событие несёт функцию сопровождения человека в обозначенной теме, её проживания и переживания, «пропускания через себя», когда ощущаются прежние границы представлений о себе и нащупываются новые… Образовательное событие – это пространство для самоизмерения, поиска идентичностей, самоопределения. Мера себя, координаты и параметры действия и мышления, собственные пределы и границы не явлены нам натурально, мы можем их испытывать и преодолевать, лишь взаимодействуя с другими и познавая Другое… В процессе образовательного события происходит переосмысление себя и переосмысление Другого, с которым вместе входите в пространство совместных размышлений, «играете» на одном поле… В ходе образовательного события, проживая ситуацию «движения в теме» и осуществления пробы ответственного и осмысленного действия, направленного на себя самого, в публичном пространстве происходит работа по построению такой человеческой компетентности, как социальная толерантность. Социальная толерантность здесь понимается как умение ощущать границы себя и границы Другого, умение распознавать это Другое и принять его, сохраняя собственную целостность. При этом толерантность проявляется не через «терпение» (отчуждение), а, наоборот, через принятие и понимание Другого [5]. Таким образом, образовательное событие – это средство развития и саморазвития его участников на основе личностной и коммуникативной рефлексии.
Анализ теоретических источников позволяет сформулировать вывод о том, что образовательное событие – это форма соорганизации деятельности учащихся и педагогов, предполагающая инициирование образовательной активности учащихся, деятельностное включение школьников в разные формы образовательной коммуникации, стимулирование интереса к созданию и презентации собственных образовательных продуктов.
Литература: