5 этап. Рефлексия

Завершается сетевое образовательное событие рефлексией приобретаемого опыта деятельности, собственных дефицитов в знаниях и способах действий, а также определением дальнейших шагов образовательного движения.

Важно создать ситуацию, при которой каждый участник сможет осознать эффект от участия в образовательном событии.

 Для осуществления рефлексии можно использовать следующие критерии:

  • степень самостоятельности в выполнении работы,
  • включенность в совместную деятельность,
  • практическое использование метапредметных знаний,
  • степень осмысления новой информации,
  • оригинальность идеи,
  • уровень осмысления проблемы,
  • уровень самоорганизации при работе в группе,
  • творческий подход к деятельности и др.

Когда мы готовим мероприятие- мы стремимся к определённости во всём, начиная с чётко сформулированной и прописанной цели, через подробный план, к описанию гарантированно полученных эффектов. Один же из главных эффектов образовательного события – некая ситуация неопределённости, причём ситуация неопределённости в равной степени касается всех участников образовательного события – заказчиков в лице администрации, организаторов, ведущих, участников и т.д. Соответственно результаты предугадать и, тем более чётко сформулировать – нельзя. У одного участника события может случится качественный скачок на несколько ступеней вперёд, другой же может остаться на месте и это будет его личный выбор. Но за счёт такого инструмента, как – рефлексия маленькие шажочки в понимании себя могут произойти у всех участников процесса. Но ведь мы не можем записать в официальные результаты мероприятия: «Осознание Васей Петровым собственной безинициативности», а между тем, для Васи Петрова это может стать огромным шагом вперёд и фундаментом для дальнейшей продуктивной деятельности.