2 этап. Определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки.

Организуя групповое ОС, педагог:

  1. Выявляет общие задачи развития группы обучающихся.
  2. Организует проектирование образовательного события совместно с группой обучающихся и другими субъектами образовательного процесса.
  3. Обеспечивает реализацию элементов индивидуального образовательного события разных обучающихся внутри общего группового события.

На этом этапе определяют, какие дополнительные ресурсы необходимы для проведения образовательного события, определяют средства, необходимые для ее достижения, разрабатывают модель достижения поставленной цели.

В идеале, здесь должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников, но на практике не всегда так получается. Поэтому иногда педагог сам определяет цели и задачи образовательного события. Если в данном мероприятии участвуют несколько педагогов, тогда они организуют данную деятельность совместно.

 

Проектирование образовательного события начинается с разработки его замысла. Необходимо продумать, потенциальных участников события, проблематику и творческое название события, модель соорганизации деятельности, технологический инструментарий.

На этапе планирования разрабатывается модель достижения поставленной цели, определяются средства, необходимые для ее достижения, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию.

В процессе планирования следует учитывать тот факт, что отношение к событию

обусловлено системой ожиданий, мерой включенности школьников в деятельность. Также определяются возможные варианты взаимодействия с разными участниками образовательного события, институтами, группами в целях оптимизации воспитательного воздействия.

В организации образовательного события есть ряд принципиальных моментов:

Поставленная перед ребенком задача должна быть не только практико-ориентированной, но и креативной: сделать то, чего еще никто не делал!

Каждый участник не только создает продукт, но и проводит его презентацию.

 

От чего зависит тип события?

  • от темы (проблемы)
  • от времени и места события;
  • от партнеров (приглашенных лиц, зрителей и пр.)
  • от самих детей.

 

При проектировании события важно учитывать возраст участников.

Возрастная ступень

Что главное (и самое привлекательное) в ОС

Возможные формы ОС

Младшие школьники

Сюжет

Игра

Познавательная деятельность

Событие-праздник

Событие-конкурс

Подростки

Коммуникация

Состязание

Ближняя перспектива

Событие-состязание

Событие-инициация

Событие-«защита»

Старшеклассники

Наличие и развитие образов (образцов, идеалов)

Взрослые – носители образовательной мотивации

Социальные смыслы события Дальняя перспектива

События (научного, городского, и пр.) сообщества

Каким должно быть событие, чтобы его запомнили:

  • необычное место;
  • особое оформление;
  • приглашение (в любой форме)
  • действие (угощение, общение, развлечение и пр.)
  • фото на память.

На данном этапе удобно использовать разработанную нами матрицу сценирования образовательных событий.

Этапы

Комментарии

Содержание деятельности

Название события

 

 

 

Проблематика, цель события

На какую проблему работает?

Зачем это ОС?

 

Планируемые результаты

Какие образовательные результаты хотим получить?

Знания о мире, способах деятельности

Опыт деятельности (материализованной или интеллектуальной)

Опыт отношения к действительности (мотивы, ценности, отношения, чувства)

 

Потенциальные участники

Выбор класса, выбор группы

 

Дата проведения

Предполагаемый месяц проведения

 

Модель соорганизации деятельности

Фестиваль образовательных продуктов, муз-лит композиций, инсценировок; конкурс-выставка, конкурс видеороликов, исследовательская конференция, квест-игра и др.

 

Технологический инструментарий

 

Используемые педагогические технологии (игра, исследование, проект, сайт, творческие работы и др.)

 

Организация взаимодействия

Определяем способ взаимодействия участников:

Ученик-педагог

Ученик-ученик

Ученик-родитель

Ученик – соц. партнер

 

Образовательный продукт и форма его презентации

Исследовательская, творческая работа, презентация, видеофильм, клип и др.

 

Рефлексия

Рефлексия чувств, мыслей, действий (шкала настроения, эссе, проектирование дальнейших шагов и т.д.)

 

Рассмотрим проектирование образовательного события на примере.

Наша школа реализует программу художественно-эстетического развития «Крылья» в формате образовательных событий для каждой параллели. Общей темой для 3-х классов стала презентация образа России в изобразительном искусстве в различных видах и жанрах.

Каждый класс, творчески переосмыслив тему, по-разному сценировал образовательное событие в своем классе.

Приводим пример заполнения матрицы сценирования образовательного события в 3 а классе.  

Название события

 

Образ России в изобразительном искусстве

Проблематика,

цель события

Учащиеся – жители России – мало знают произведения русских художников, изображавших родные пейзажи, героическое прошлое страны.

Формирование российской гражданской идентичности.

Планируемые результаты

Знание о русских художниках, их творчестве. Отражение в изобразительном искусстве красоты русской природы, характера, духовности  и героизма народа. Опыт  исследовательской деятельности, навыков работы с электронной презентацией, опыт художественно-творческой деятельности. Формирование гордости своей страной, великим русским народом, желания больше узнать об отечественном изобразительном искусстве.

Потенциальные участники

Учащиеся 3 класса.

Модель соорганизации деятельности

Фестиваль презентаций – для всех 3х классов,

выставка собственных работ – творческих повторений картин русских художников.

Технологический инструментарий

Учебное исследование, оформленное в форме творческой работы.

Организация взаимодействия

Ученик-педагог: помощь в копировании картин, концепция выступления.

Ученик-ученик: выбор картин, обсуждение замысла, репетиции презентации работ.

Ученик-родитель: помощь в копировании картин, обеспечение необходимым оборудованием.

Ученик – социальный партнер: посещение музея.

Продукт и форма его презентации

Электронная презентация с выступлением.

Рефлексия

Цветная шкала настроения.

Организация выставки собственных работ, расширение экспозиции.