Организуя групповое ОС, педагог:
На этом этапе определяют, какие дополнительные ресурсы необходимы для проведения образовательного события, определяют средства, необходимые для ее достижения, разрабатывают модель достижения поставленной цели.
В идеале, здесь должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников, но на практике не всегда так получается. Поэтому иногда педагог сам определяет цели и задачи образовательного события. Если в данном мероприятии участвуют несколько педагогов, тогда они организуют данную деятельность совместно.
Проектирование образовательного события начинается с разработки его замысла. Необходимо продумать, потенциальных участников события, проблематику и творческое название события, модель соорганизации деятельности, технологический инструментарий.
На этапе планирования разрабатывается модель достижения поставленной цели, определяются средства, необходимые для ее достижения, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию.
В процессе планирования следует учитывать тот факт, что отношение к событию
обусловлено системой ожиданий, мерой включенности школьников в деятельность. Также определяются возможные варианты взаимодействия с разными участниками образовательного события, институтами, группами в целях оптимизации воспитательного воздействия.
В организации образовательного события есть ряд принципиальных моментов:
Поставленная перед ребенком задача должна быть не только практико-ориентированной, но и креативной: сделать то, чего еще никто не делал!
Каждый участник не только создает продукт, но и проводит его презентацию.
От чего зависит тип события?
При проектировании события важно учитывать возраст участников.
Возрастная ступень | Что главное (и самое привлекательное) в ОС | Возможные формы ОС |
Младшие школьники | Сюжет Игра Познавательная деятельность | Событие-праздник Событие-конкурс |
Подростки | Коммуникация Состязание Ближняя перспектива | Событие-состязание Событие-инициация Событие-«защита» |
Старшеклассники | Наличие и развитие образов (образцов, идеалов) Взрослые – носители образовательной мотивации Социальные смыслы события Дальняя перспектива | События (научного, городского, и пр.) сообщества |
Каким должно быть событие, чтобы его запомнили:
На данном этапе удобно использовать разработанную нами матрицу сценирования образовательных событий.
Этапы | Комментарии | Содержание деятельности |
Название события
|
|
|
Проблематика, цель события | На какую проблему работает? Зачем это ОС? |
|
Планируемые результаты | Какие образовательные результаты хотим получить? Знания о мире, способах деятельности Опыт деятельности (материализованной или интеллектуальной) Опыт отношения к действительности (мотивы, ценности, отношения, чувства) |
|
Потенциальные участники | Выбор класса, выбор группы |
|
Дата проведения | Предполагаемый месяц проведения |
|
Модель соорганизации деятельности | Фестиваль образовательных продуктов, муз-лит композиций, инсценировок; конкурс-выставка, конкурс видеороликов, исследовательская конференция, квест-игра и др. |
|
Технологический инструментарий
| Используемые педагогические технологии (игра, исследование, проект, сайт, творческие работы и др.) |
|
Организация взаимодействия | Определяем способ взаимодействия участников: Ученик-педагог Ученик-ученик Ученик-родитель Ученик – соц. партнер |
|
Образовательный продукт и форма его презентации | Исследовательская, творческая работа, презентация, видеофильм, клип и др. |
|
Рефлексия | Рефлексия чувств, мыслей, действий (шкала настроения, эссе, проектирование дальнейших шагов и т.д.) |
|
Рассмотрим проектирование образовательного события на примере.
Наша школа реализует программу художественно-эстетического развития «Крылья» в формате образовательных событий для каждой параллели. Общей темой для 3-х классов стала презентация образа России в изобразительном искусстве в различных видах и жанрах.
Каждый класс, творчески переосмыслив тему, по-разному сценировал образовательное событие в своем классе.
Приводим пример заполнения матрицы сценирования образовательного события в 3 а классе.
Название события
| Образ России в изобразительном искусстве |
Проблематика, цель события | Учащиеся – жители России – мало знают произведения русских художников, изображавших родные пейзажи, героическое прошлое страны. Формирование российской гражданской идентичности. |
Планируемые результаты | Знание о русских художниках, их творчестве. Отражение в изобразительном искусстве красоты русской природы, характера, духовности и героизма народа. Опыт исследовательской деятельности, навыков работы с электронной презентацией, опыт художественно-творческой деятельности. Формирование гордости своей страной, великим русским народом, желания больше узнать об отечественном изобразительном искусстве. |
Потенциальные участники | Учащиеся 3 класса. |
Модель соорганизации деятельности | Фестиваль презентаций – для всех 3х классов, выставка собственных работ – творческих повторений картин русских художников. |
Технологический инструментарий | Учебное исследование, оформленное в форме творческой работы. |
Организация взаимодействия | Ученик-педагог: помощь в копировании картин, концепция выступления. Ученик-ученик: выбор картин, обсуждение замысла, репетиции презентации работ. Ученик-родитель: помощь в копировании картин, обеспечение необходимым оборудованием. Ученик – социальный партнер: посещение музея. |
Продукт и форма его презентации | Электронная презентация с выступлением. |
Рефлексия | Цветная шкала настроения. Организация выставки собственных работ, расширение экспозиции. |